Говоря об успехах приватизации в нашей стране (за прошедший год в Украине приватизирован всего 1 процент госимущества), одна известная газета как-то пошутила: при таких темпах приватизации мы будем идти к полной победе капитализма и частной собственности так же долго, как шли к коммунизму. Почему же все-таки не движется приватизация у нас в городе и в Украине?
Год назад при горисполкоме было создано управление приватизации и коммунальной собственности. За это время:
- работниками управления была создана нормативно-методическая база, проведен учет и стоимостная оценка всего имущества, являющегося коммунальной собственностью города;
- впервые в городе начато проведение аукционов за право аренды и выкупа приватизируемых объектов;
- впервые введена в практику передача в аренду основных средств, кроме помещений;
- возвращено в собственность города незаконно приватизированное имущество на сумму более 10 млн крб в ценах прошлого года;
- ... и приватизирован всего один объект незавершенного строительства.
"С приватизацией мы уже безнадежно запаздываем"
считает начальник управления приватизации и коммунальной собственности горисполкома Павел ЛЕВАНДОВСКИЙ
– Насколько мне помнится, ровно год назад во время нашего первого разговора на вопрос, чем занимается вновь созданное управление приватизации и коммунальной собственности, вы ответили достаточно образно: мы, как приказчики только что приобретенной обувной лавки – занимаемся подсчитыванием сапог. На сегодняшний день этот подсчет уже закончился?
– Да, учет уже закончился. Могу сказать, что стоимость имущества, которое
находится в коммунальной собственности города, составляет порядка 10 млрд крб в ценах мая 1992 года. Однако формирование коммунальной собственности – это не какой-то одномоментный процесс – он идет постоянно. Одни объекты вливаются в состав коммунальной собственности, другие выбывают или приобретают какие-то другие формы собственности. Но все это пока проходит в рамках государственной собственности, то есть изменения происходят только в хозяйственно-экономическом аспекте, в зависимости от целесообразности использования имущества – то ли в рамках городской, то ли областной или общегосударственной собственности.
К примеру, за это время появилась довольно существенная прибавка в городскую собственность благодаря принятому правительством решению о передаче в ведение города предприятий оптовой торговли. Кроме того, в Кабинете Министров рассматривается сейчас вопрос о передаче в городскую коммунальную собственность предприятий концерна "УкрМеталлургТоргСнаб" Министерства промышленности, а проще говоря, бывших ОРСов.
- Изменились ли за это время формы и методы вашей работы, а также общая стратегия и тактика в осуществлении городской программы приватизации?
– Городская программа приватизации, утвержденная сессией горсовета в октябре прошлого года, базировалась на общегосударственной программе приватизации на 1992 год. Но поскольку реализация этой программы практически по всей Украине затормозилась, то, естественно, появилась
необходимость в корректировке и нашей городской программы приватизации. Однако с принятием государственной программы приватизации на 1993 год Верховный Совет·пока не торопится, и на сегодняшний день, как мне кажется, пока еще не выработаны какие-то общие подходы к этой проблеме ни депутатами Верховного Совета, ни правительством. Поэтому нет пока полной определенности в вопросах приватизации и у нас в городе.
На последней сессии горсовета был утвержден перечень объектов приватизации. Но не можем же мы забегать вперед паровоза и строить социализм или капитализм в отдельно взятом городе. Мы все-таки вынуждены дожидаться принятия общегосударственной программы приватизации, которая может внести существенные коррективы и в нашу городскую программу.
Появились ли за это время какие-то новые аспекты приватизации? Основные принципы и общий стратегический курс пока остаются неизменными. Главной целью приватизации остается создание социально ориентированной рыночной экономики, а основными принципами – равные права на бесплатное получение своей доли собственности для всех граждан Украины и гласность в процессе приватизации.
- Согласно городской программе приватизации, одним из ее этапов должно было стать проведение коммерциализации сферы торговли и бытового обслуживания. Этот процесс уже завершен в нашем городе?
– Пока еще трудно проанализировать, чего же все-таки больше – плюсов или
минусов – дала нам коммерциализация торговли, сферы общественного питания и бытового обслуживания. Да, наверное, однозначного ответа и быть не может, поскольку практически все негативные моменты в коммерциализации связаны с общим состоянием экономики в нашем государстве.
Коммерциализация, которую многие почему-то путают с приватизацией, – это всего лишь процесс обособления отдельных структурных подразделений сферы торговли, общественного питания и быта. Форма собственности при этом не меняется. Процесс коммерциализации в городе уже завершен. Коммерциализированы практически все предприятия торговли и общественного питания бывшего горпромторга, горпищеторга, треста столовых и ресторанов и Дзержинского комбината общественного питания.
- Можно ли рассматривать этот процесс как некий подготовительный этап к будущей приватизации, и в чем, на ваш взгляд, проявились негативные моменты коммерциализации?
– Когда готовился указ президента о коммерциализации, очевидно, и предполагалось, что это будет первый шаг к приватизации. Собственно, коммерциализация и задумывалась для того, чтобы выделить и обособить имущество предприятий из общей системы торгов с тем, чтобы, поработав самостоятельно, их коллективы смогли, так сказать, примерить тот режим работы, в котором им придется действовать после приватизации.
Однако эти процессы (как коммерциализация, так и сама приватизация) оказались очень растянутыми во времени, и уже появился целый ряд негативных факторов, которые и повлияли на эффективность работы коммерциализированных предприятий. Прежде всего, при отделении этих предприятий их коллективы получили довольно незначительные суммы оборотных средств в виде запаса товаров или финансов, которые в условиях галопирующей инфляции очень скоро были истощены. И если у большого предприятия в этих условиях еще есть какая-то возможность для маневра, то у малого такой возможности, естественно, нет. Поэтому, поработав самостоятельно, многие из коммерциализированных предприятий сейчас склоняются к тому, чтобы прильнуть к более сильному то ли оптовому звену, то ли к предприятию-производителю. Кстати, такая привязка к предприятию-производителю, на наш взгляд, наиболее приемлема в нынешних условиях, и на уровне горисполкома мы сейчас проводим такую политику, чтобы предприятия, производящие товары народного потребления, имели свою розничную торговую сеть. В первую очередь имеются в виду такие предприятия, как мясокомбинат, молокозавод, швейная и обувная фабрики.
Этот путь перспективен прежде всего тем, что предприятиям-производителям открывается возможность самим получать торговую надбавку и направлять эти средства на развитие производства.
- Ну а если говорить о тех негативных моментах коммерциализации, которые сказываются непосредственно на нас, покупателях?
– Торговля – это только механизм распределения произведенных товаров. До тех пор, пока наш рынок не будет насыщен товарами отечественных производителей, негативные явления в сфере торговли и быта будут существовать независимо от того, являются предприятия самостоятельными, фирменными или находятся в составе каких-то объединений.
Пока положительный момент коммерциализации я усматриваю лишь в том, что, получив возможность работать самостоятельно, коллективы коммерциализированных предприятий уже сейчас могут развивать свои деловые качества, необходимые им как будущим владельцам. Если мы сегодня говорим о рынке, то, хотим мы этого или нет, все-таки должны учиться предпринимательству. Печально, конечно, что пока у нас этому учатся в основном только на наших карманах. Некоторые коммерциализированные предприятия действительно почувствовали себя уж слишком самостоятельными и бесконтрольными. Раньше в системе торгов были и ревизоры, и контролеры, работал народный контроль. Сейчас же такого прямого контроля нет. Предполагалось, что к этому времени будет развита система аудиторской службы. Но закон об аудите был принят всего месяц назад, поэтому фирмы, которые пытались этим заниматься, необходимых лицензий до последнего времени не имели и, естественно, не имели права заниматься какими-то проверками коммерциализированных предприятий.
Поэтому мы сами были вынуждены начать проводить такие проверки. Так, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности коммерциализированного государственного предприятия розничной торговли "Компаньон" были выявлены многочисленные нарушения и злоупотребления служебными обязанностями его директором Т. Погорелой, в результате которых был нанесен значительный ущерб этому предприятию. Такие же нарушения были выявлены и на многих других коммерциализированных предприятиях. Так
что, пользуясь случаем, я хотел бы предупредить руководителей коммунальных предприятий о том, что такие проверки будут проводиться и впредь, и нарушителям придется в конце концов отвечать за свои действия.
- Однако вернемся к теме приватизации. Все мы видим, что этот процесс не движется как в Украине в целом, так и у нас в городе, что, собственно, и тормозит развитие всех остальных реформ. Насколько реализована городская программа приватизации, что за это время удалось приватизировать у нас в городе и что, по-вашему, мешает реализации этой программы?
– На сегодняшний день в городе приватизирован всего один объект незавершенного строительства – Дом быта по ул.Спасской.
- Кто же стал первым частным владельцем?
– Этот объект был выставлен на аукцион в феврале этого года. Была довольно
широкая реклама в местной прессе, на радио и телевидении. Однако охотников побороться за право выкупа оказалось немного. Первоначально имели намерение выкупить это здание представители города Мансфельда, но когда им стало известно, что для иностранцев применяется повышающий коэффициент стоимости (и я считаю это вполне справедливым, иначе любой западный безработный сможет скупить у нас за валюту едва ли не полгорода), они вынуждены были отказаться от участия в этом аукционе. В итоге право выкупа на аукционе получила в общем-то пока малоизвестная фирма "Агик". Но коль она смогла вложить такие средства (покупная стоимость объекта 160 млн крб, а всего на завершение строительства потребуется около 1 млрд крб) она не позволит, чтобы они были заморожены. Новый владелец намерен привлечь средства и других предпринимателей, в том числе иностранных инвесторов. Фирмой уже подготовлен график ввода этого объекта, в частности, одним из первых шагов предполагается открытие в этом здании ресторана с китайской кухней. Будем надеяться, что в данном случае частная собственность все-таки сработает. Это был первый аукцион не только у нас в городе, но и вообще в Украине. Скажем, нашумевший львовский аукцион хотя и был более массовым, но состоялся неделей позже, чем у нас.
Нами уже объявлен аукцион еще на один объект незавершенного строительства – торговый центр в микрорайоне Заречный. Но опять-таки, большого потока желающих принять участие в аукционе пока не видно.
- Как вы объясняете это отсутствие спроса на приватизируемые объекты? Ведь у нас в городе достаточно много коммерческих структур, располагающих довольно солидными средствами.
– Опять-таки нынешним состоянием нашей экономики. Пока наиболее выгодной остается сфера распределения, где можно довольно быстро прокрутить средства – приобрести товар, продать и получить прибыль. А инвестировать в незавершенное строительство сегодня дело очень дорогостоящее, когда инфляция буквально съедает имеющиеся накопления, а высокие кредитные ставки не позволяют брать долгосрочные кредиты.
На мой взгляд, мы уже потеряли время, когда нужно было проводить приватизацию. А нужно было проводить ее тогда, когда трудовые вклады населения еще не были обесценены, когда еще не было такой резкой дифференциации между богатыми и бедными, как сейчас, когда большинство населения оказалось буквально на грани нищеты и озабочено прежде всего проблемами собственного выживания, а не приобретения собственности. Сегодня позволить себе это могут только богатые. Из-за этого отношение к приватизации в обществе, в общем-то, негативное. И это, по-моему, один из самых существенных факторов. Экономика продолжает разваливаться, товаров производится все меньше и меньше, а предпринимателей воспринимают не иначе, как спекулянтов. Поэтому, если процесс приватизации не будет проходить гласно, с учетом интересов большинства населения и трудовых коллективов, то отношение к нему будет по-прежнему негативным. Нужны просто хорошие примеры приватизации.
– Однако, на мой взгляд, в нынешней ситуации важен не столько сам фактор социальной справедливости при осуществлении приватизации государственной собственности, сколько фактор времени.
Наша экономика просто не сможет существовать сколь-нибудь долго при такой все нарастающей негласной эксплуатации государственной собственности отнюдь не в интересах государства, но определенной номенклатурно-хозяйственной и коммерческо-предпринимательской группы руководящих лиц. Собственно, речь идет о скрытой приватизации, при которой часть потенциальной прибыли государства растаскивается по частным карманам. Если бы можно было сосчитать, на сколько государственная собственность - а она, как известно, составляет ни много ни мало 96 процентов – работает на государство и на сколько – на условно-частных лиц, полученное соотношение, судя по всему, дало бы повод серьезно задуматься. Так почему бы в таком случае то, что существует де-факто, не признать де-юре? С точки зрения социальной справедливости было бы гораздо гуманнее по отношению ко всем нам сделать тех, кто сейчас пытается жить за счет государства, разрушая его экономику, собственниками, которые и отвечали бы за эту собственность уже своим собственным карманом, а не общенародным, да еще и налоги исправно бы платили в казну государства.
– С точки зрения социальной справедливости, это никогда не будет воспринято положительно. Ну, а с точки зрения экономики тут однозначно: те теневые капиталы, которые в связи с ужесточением законодательства были перекинуты в сферу наличного расчета, нужно каким-то образом легализовать, чтобы они обращались в легальной сфере. И тут, наверное, есть только два пути – либо экспроприация, что мы уже в свое время проходили, либо легализация путем приватизации.
- Что касается коммунальной собственности города, имеют ли здесь место факты скрытой приватизации? Насколько мне известно, ваше управление занималось возвращением в ведение города предприятий и объектов, в силу разных причин, а нередко и незаконными путями выведенных из состава городской коммунальной собственности. Каковы результаты этой работы?
– В основном скрытая приватизация проводилась в тот момент, когда существовали бреши в законодательстве. В свое время был принят закон о предприятии, согласно которому каждое предприятие имело право пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом, вплоть до его
продажи, и никаких ограничений на этот счет не существовало. И лишь со временем начали вводить эти ограничения в виде моратория на изменение форм собственности и т.д. Затем вышли известные декреты Кабинета Министров, и были внесены существенные изменения в сам закон о предприятии, поставившие серьезные препоны на пути дальнейшей "прихватизации".
Немало фактов слишком вольного обращения с собственностью было и в нашем городе. Так, игнорируя права местного Совета, "Криворожстрой" в свое время продал сооружения в Ингульце, в которых находились магазины, столовые и библиотека, малому предприятию "Глагол". Криворожская фабрика бытовых услуг в Терновском районе незаконно передала автостоянку в распоряжение "ЕС сервис Лада".
Так же незаконно была превращена в коллективное предприятие фирма "Красуня". Стало собственностью частного предприятия "Либідь” помещение магазина № 100 горпромторга. Таким же путем были переданы в частное владение дома в санитарной зоне КМК, опять-таки с нарушением прав местного Совета. Таким путем происходит вымывание объектов социально-культурного назначения из коммунальной собственности города, и наше управление при помощи компетентных органов в настоящее время проводит работу по их возвращению. При помощи городской прокуратуры уже возвращена в коммунальную собственность города фирма бытовых услуг. Возвращен в бюджет города денежный эквивалент в размере 8 млн крб СП "Рудана" - за незаконно переданное ему горпромторгом в виде уставного взноса здание магазина по ул. Вечернекутской в Долгинцевском районе. Возвращены также в коммунальную собственность магазины № 2 и № 40 бывшего горпищеторга.
Можно было бы привести еще немало фактов такой дикой приватизации, но пока их обнародовать я не имею права, так как они нуждаются в проверке. Да мы и не можем знать всех фактов "прихватизации", но они, я думаю, рано или поздно нам все-таки станут известны. Лучше, чтобы такие "приватизаторы" сами предоставили документы на приобретенное имущество нам на экспертизу, нежели бы мы это делали при помощи прокуратуры.
- Пока на государственном уровне не дан ход широкой приватизации, вы, как опосредованный собственник коммунального имущества города, не ощущаете ли себя своего рода собакой на сене, не выпуская его за пределы городской коммунальной собственности?
- Как ни парадоксально, но пока наш орган приватизации вынужден сдерживать этот процесс. Однако мы не сидим сложа руки и все-таки пытаемся сделать так, чтобы городская собственность приносила доход в бюджет города. Вот мы
говорим: “рынок, рынок". Да, предпринимательские структуры уже давно живут в рыночных отношениях. Мы как потребители, покупатели и клиенты, собственно, тоже втянуты в эти рыночные отношения. Так почему горисполком и его органы должны быть благодетелями по отношению к тем же предпринимателям? Допустим, предприятие имеет право на аренду. Но точно такое же право имеет и другое предприятие. Что в этом случае вступает в силу? Отношения спроса и предложения. Вот мы и начали проводить в городе аукционы на право аренды помещений и имущества.
Мы уже провели три таких аукциона, благодаря которым в бюджет города поступило 17,5 млн крб. Возможно, эта сумма сегодня выглядит не столь внушительно, но, скажем, для ноября прошлого года, когда проводились эти аукционы, это была довольно существенная прибавка в городскую казну. Но аукционы нам дали довольно ощутимые результаты не только в плане прибыли. Вот буквально недавно предприятие "Сфера" проводило презентацию магазина (бывший магазин № 80 по пр. Мира), полученного в аренду через аукцион. За короткое время предприятие смогло провести капитальный ремонт и переоборудовать помещение, что долгое время не удавалось сделать городу, и, так сказать, дало вторую жизнь магазину, столь необходимому в этом районе. Это один из первых примеров того, насколько плодотворны могут быть рыночные отношения органов власти и предпринимателей.
Сейчас очень большой спрос на нежилые помещения, особенно в центре города, вблизи транспортных магистралей. Поэтому такие аукционы мы намерены проводить и в дальнейшем.
- Допустим, с принятием общегосударственной программы все-таки начнется процесс массовой приватизации. Каковы ваши прогнозы: насколько долго может затянуться этот процесс у нас в городе, в Украине?
– Малая приватизация может завершиться в течение двух лет. А крупные предприятия, которые будут приватизироваться в основном путем акционирования, перейдут в частную собственность, видимо, нескоро. Скажем, в Китае, где, в отличие от нас, уже лет пятнадцать развивают рыночные отношения, только начинают приступать к приватизации крупных промышленных объектов. Думаю, что и у нас этот процесс будет довольно длительным.
Но дело в том, что приватизация – это не панацея от всех существующих бед
нашей экономики. Помимо приватизации есть достаточно много проблем как внутреннего, так и внешнего характера. Поэтому, падая в пропасть, не беспокоишься о виде своего костюма, а стараешься хоть за что-то зацепиться, чтобы выжить. Может быть, было бы более правильным административным путем остановить это падение, и только зацепившись на каком-то уровне, начинать развивать рыночные реформы.
Беседовал Владимир СТЕЦЮК.
Комментування доступне тільки для авторизованих користувачів
Увійти до облікового запису
на порталі
Пам’ятайте, що ввічливість — одна з ознак розумної людини.
Поважайте
інших
користувачів та дотримуйтесь Правил
порталу.
Також користуючись сайтом Ви погоджуєтесь із Політикою Конфіденціальності.
Необхідно заповнити