Випуск №35

Випуск №35
«"Не вірте, діти, тіткам": так хочеться їм сказати після зустрічі з молодою шахрайкою» Завантажити випуск

Приватизация: первый этап, или Город – не тетка, бери, пока предлагают
Прошел почти год, как во всех кулуарах власти и в народе стали муссировать и постепенно претворять в жизнь идею приватизации всего и вся. От жилья до учреждений торговли, от сапожных мастерских до заводов-гигантов. Начали с малого: пусть и не очень организованно и продуманно, но с приватизацией квартир худо-бедно первый шаг был сделан. Теперь дошла очередь и до следующего этапа: на прошлой неделе "Червоний гірник” опубликовал перечень первых объектов коммунальной собственности, подлежащих приватизации.
А в понедельник, 30 августа, для представителей приватизируемых предприятий в горисполкоме был проведен семинар, дабы людям несведущим разъяснить механизм этой самой приватизации: что, когда и как необходимо делать, чтобы избежать возможных трудностей, а проще говоря, чтобы не остаться в дураках.
Поднималось и разъяснялось множество вопросов и тонкостей столь сложного процесса. Это и понятно, ведь присутствующие на семинаре для того и пожаловали в горисполком, чтобы, уйдя отсюда, занять уверенные позиции и хоть немного разобраться в нюансах этого нового для всех понятия. Так что выдержке ведущего Н.Бугрименко, начальника отдела приватизации и коммерциализации горисполкома, можно только позавидовать. Ну, а все им сказанное не мешало бы знать не только тем, кто уже решился вложить свои "украинские ваучеры" (которые, кстати, нельзя даже пощупать) – а именно
такие люди и присутствовали на семинаре, - но и всем тем, кто даже не имеет понятия, что представляет собой приватизация объектов коммунальной собственности и стоит ли ею заниматься. Внося свой скромный вклад в дело приватизационного просвещения, кратко изложим суть всего сказанного в тот день.
Что необходимо для того, чтобы ваше предприятие, ежели оно является объектом не общегосударственной, а коммунальной собственности (мастерские, магазины и т.д.), попало в заветные списки приватизируемых? Как пояснил Николай Григорьевич, в число предприятий, представленных на приватизацию, вошли только те, от трудовых коллективов которых поступили предложения. Правда, не все и не без согласования с исполкомами райсоветов. Так что почти все зависит от вашего желания или, точнее, желания вашего коллектива: коль хотите приватизироваться – подавайте предложение. Далее в установленный срок (в данном случае 3 дня) создается специальная комиссия, которая в течение двух недель должна провести инвентаризацию основных и оборотных фондов приватизируемого объекта. С учетом этого и устанавливается его конкурсная стоимость. Параллельно с работой инвентаризационной комиссии, но в течение месяца, ведется прием заявок от желающих приватизировать то или иное предприятие. По истечении этого времени в зависимости от количества заявок по каждому объекту рассматривается вопрос о форме приватизации: коммерческий или некоммерческий конкурс. Трудовые коллективы этих предприятий могут предлагать и альтернативный план приватизации, где указывается конкретная выгода для города от осуществления именно предложенного плана. Затем публикуется повторно весь список объектов с дополнительными сообщениями (баланс, условия приватизации и т.д.). И уже затем – конкурс.
Так в общих чертах выглядит механизм приватизации. Хотя существует множество деталей, расписывая которые, можно было бы занять не одну
страницу газетной площади. Однако некоторыми из них по окончании семинара Н.Бугрименко поделился с вашим корреспондентом:
– Данный список приватизируемых объектов утвержден на сессиях горсовета, на которых принималось и городская программа приватизации. Сюда, конечно же, внесены предприятия с некоторыми ограничениями, а именно – имеющие балансовую стоимость до 20 млн крб. Это связано с тем, что сегодня проводится приватизация только лишь основных фондов. А помещения, земля и т.д. - это уже следующий этап. Ограничена также приватизация объектов, находящихся в центре города. Не увидите вы в этих списках и продовольственных магазинов. Последнее легко объяснимо: частные магазины не имеют права реализовать товары детской группы и списочные. Кроме того, некоторая продукция заведомо убыточна (молоко, хлеб). Поэтому обязать частные магазины торговать в полном объеме очень тяжело, фактически невозможно. И пока на государственном уровне эти вопросы не будут продуманы, мы решили не выставлять эти объекты на приватизацию. Нет в этом списке, например, парикмахерских, поскольку еще не решен вопрос о собственности основных средств: документы, представленные фирмой "Красуня", утверждают, что все основные средства выкуплены коллективом фирмы. Мы же с этим не согласны, поскольку при выкупе были допущены некоторые нарушения, и до выяснения деталей все пока останется на своих местах.
- Николай Григорьевич, против некоторых предприятий в таблице можно увидеть пояснения в виде некоей цифры и фразы "с депозитных счетов". Что это означает?
– Это означает, что приватизация этих предприятий возможна только гражданами Украины, которые создали общество покупателей, а также, что данные объекты представляют собой определенную ценность.
И чтобы исключить их приватизацию теми, у кого просто много денег, мы и пошли на этот шаг. Ну, а общество покупателей создать совсем не сложно. Нужно просто собрать определенное количество желающих приватизировать и зарегистрироваться. Количество же людей, достаточное для регистрации общества, определяется делением упомянутой вами цифры на 30 тысяч – сумму карбованцев, условно находящихся на депозитном счете каждого гражданина Украины. Для каждого объекта количество людей получается разным. Таким образом, мы надеемся привлечь к приватизации ценных объектов наибольшее количество жителей города.
- Приватизация жилья идет незавидными темпами. Не боитесь, что и приватизацию коммунальной собственности может постигнуть та же участь?
– Да, действительно, сейчас приватизируют жилье только те, кто собирается его либо продать, либо обменять. Основная масса просто не видит в приватизации выгоды. Но надеюсь, что это продлится недолго. Пока не утвержден налог на недвижимость, у граждан просто нет стимула. Когда же будет принят соответствующий закон, а налог будет значительно меньшим, чем квартплата, все встанет на свои места, и желающих приватизировать свои квартиры появится значительно больше. Ну, а с коммунальной собственностью, я думаю, таких проблем не будет. Уже сейчас заявок на приватизацию очень
много, так что недостатка в предложениях не будет.
- Но наверняка большинство горожан так и не определилось с приватизацией коммунальной собственности. Многие толком и не знают, что она из себя представляет, о каких депозитных счетах мы ведем с вами речь, каким образом можно приватизировать тот или иной объект. Достаточно ли информирована общественность?
– Это наш самый больной вопрос. Действительно, большинство жителей города слабо ориентируется в происходящем. Мы, как можем, стараемся исправить сложившуюся ситуацию. На протяжении всего лета на городском радио ежедневно выходила в эфир рубрика, посвященная проблемам приватизации. В ней мы старались разъяснить основные вопросы этого процесса. Длительное время в газетах "Червоний гірник” и “Металлург" тоже публиковалось нечто подобное: рубрика "Вопрос - ответ", также связанная с этой темой. Но все зависит от желания редакций средств массовой информации. Мы же давать разъяснения готовы всегда. 
- Николай Григорьевич, среди списков объектов приватизации нет ни одного "серьезного" предприятия. С приватизацией таковых дела обстоят сложнее или это связано с чем-то другим?
- Дело в том, что мы занимаемся приватизацией объектов только коммунальной собственности. Тем более, что этот процесс находится на первой стадии. Такие же предприятия, как, к примеру, шерстопрядильная фабрика, – собственность общегосударственная. И приватизацию ей подобных проводит Фонд госимущества Украины. Но чтобы вы не думали, что они бездействуют, скажу: уже объявлен к приватизации ряд объектов общегосударственной собственности нашего города. К примеру, швейная фабрика на РУ им. Ленина. Там пока еще не определились с формой, но, по всей видимости, будет объявлен некоммерческий конкурс (Фондом госимущества Украины объявлено о приватизации и металлургического гиганта – комбината "Криворожсталь" - ред.). А вообще-то практика приватизации по опыту ближнего зарубежья показывает, что этот процесс у нас протекает нормально. К примеру, в некоторых городах России, где начали приватизацию несколько раньше, коммунальное имущество приватизировано на 70-90%, и теперь дошла очередь до городского транспорта.
- Когда же у нас наступит следующий этап? И дойдем ли мы до приватизации транспорта?
– Списки объектов приватизации утверждаются на сессии горсовета народных депутатов. Ближайшая будет рассматривать вопрос о борьбе с преступностью, и поэтому вряд ли дойдет очередь до приватизации. Так что предсказать сложно. Ну, а городской транспорт, думаю, будем приватизировать уже в конце следующего года.
На этом можно было бы и закончить, если бы не было другого мнения.
В.Ф.Ильченко, президент МЧП "Украина ЦП” - одной из двух организаций, получивших государственную лицензию на право оформления документов и проведения приватизации объектов коммунальной собственности:
– Все, что сегодня делается с приватизацией – это создание видимости работы.
На самом деле, никто ничего не делает и не хочет делать. То, что представлено нам сейчас к приватизации – все это никому не нужная мелочь. Поэтому нам ее и отдают безболезненно. Большая часть вины в этом не столько местных властей, сколько тех, кто стоит несколько выше. Вся беда в том, что низы не могут выступать инициаторами, а верхи не хотят. Все время тянут, до тех пор, пока мало-мальски солидное предприятие не станет убыточным или разорится. Но ведь с приходом в негодность оно потеряет свою ценность, а этого никто как раз и не будет учитывать. Вы посмотрите, к чему мы сейчас приближаемся: к мировым ценам на основные виды продукции. А качество? Оно все хуже и хуже. Скоро придем к тому, что приобретать что-либо за рубежом будет намного выгоднее. Мне кажется, что приватизацию надо незамедлительно расширять, увеличивать ее темпы, масштабы. Иначе мы придем к полному краху своей экономики. Наше предприятие ("Украина ЦП") собиралось открыть инвестиционный фонд, чтобы помочь гражданам, пусть и не без пользы для себя, вложить условные деньги с депозитных счетов (жилищные чеки, приватизационные, земельные боны) в то или иное прибыльное предприятие. Тем самым мы бы и последнему помогли расширять и реализовывать свои
возможности. И вот приватизация началась. Казалось бы, действуй, а перед нами стоит новая проблема: куда вкладывать-то? Если полгода-год назад, когда мы только начали разрабатывать эту идею, предприятий, куда можно было успешно вкладывать деньги, существовало еще достаточно, то сейчас добрая часть из них стоит на грани краха. А те, что еще держатся – приватизировать не дают. Ждут, пока и они придут в упадок? Если так, то значит это кому-то нужно?.. 
Так что думайте сами: либо вчера, но по пять, либо сегодня, но по три. И очень маленькие.
Руслан ФЕДОРЧУК.

Напролом или по науке? О темпах приватизации
Обсуждение вопросов приватизации на сессии Верховного Совета Украины свелось к рассмотрению ее своевременности. Заложен ли политический фундамент для приватизации и реформ в Украине?
Если проанализировать выступления депутатов, то можно сделать вывод, что такой фундамент не построен. В парламенте нет единого мнения о ее целях и сроках; различные политические силы имеют свои представления о приватизации. Какую из имеющихся концепций должен выбирать Фонд государственного имущества Украины как исполнительный орган по приватизации?
Сам Фонд политических решений не имеет права принимать и не делает этого.
Куда двигаться дальше? Парламент четко не определил своей позиции по данной узловой проблеме. Может ли определить стратегию и тактику приватизации Кабинет Министров, которому переподчинили Фонд? Нет! Только Верховный Совет может дать взвешенное и легитимное направление процесса реформирования формы собственности.
Хотелось бы задать вопрос депутатам: что было бы, если бы Фонд организовал приватизацию не 60 предприятий, а тысячи запланированных на 1992 год? Думается, что большинство из них проголосовало бы за немедленное снятие с работы председателя Фонда и его арест прямо в зале заседаний – за многочисленные ошибки и преступления на местах в процессе приватизации.
Подтверждает это ряд выступлений депутатов с требованием проверить законность осуществленных (немногочисленных!) актов приватизации, создать соответствующую парламентскую комиссию по проверке. И такая специальная комиссия создана.
У наших братьев оппозиция называет Чубайса "главным вором России" не
столько за упущения, сколько за осуществление приватизации вообще. Но Чубайса поддерживают президент, и правительство, поэтому приватизация в России идет. В Украине же Фонд госимущества и его работу не защищают, Фонду не помогают ни президент, ни председатель Верховного Совета, ни премьер-министр, ни какая-либо существенная политическая сила. Руководителям Фонда можно только искренне посочувствовать.
Реформу нельзя делать по частям. Она должна излагаться в единой программе, проводиться единым органом и управляться единой личностью, которая несет всю полноту ответственности за ее результаты. Но какими бы эффективными ни были средства и цели реформы, перестройка займет целую историческую эпоху – перемены в отношениях собственности не могут быть совершены за короткий срок, они имеют высокую социальную турбулентность, им оказывают сопротивление различные общественные силы и личности.
Опыт приватизации и создание рыночной экономики в Центральной и Восточной Европе показывает, что приватизация не может проводится в период спада и кризиса, во всех странах она проводилась в период наступления относительной стабилизации.
Для успешной приватизации необходимо создать по всей территории страны органы приватизации, подготовить кадры, достичь идентичности понимания механизмов и сути выполняемой работы, преодолеть сопротивление министерств и ведомств, не заинтересованных в приватизации своих предприятий, разработать технологию конвертации ценных бумаг, а также закончить составление списков граждан для получения приватизационных имущественных сертификатов и отладить соответствующие процедуры в
Сбербанке и др. Указанная обширная работа не могла быть сделана наскоком и пока не завершена. Материально-технические ресурсы и штаты выделены Фонду явно недостаточные.
Тормозит приватизацию блокирование инициатив Фонда комиссией Верховного Совета по вопросам экономической реформы и управления народным хозяйством, имеющей свою концепцию приватизации, не принятую Верховным Советом.
В настоящее время несправедливо оценивать объем работы по приватизации, проделанный Фондом, по количеству приватизированных предприятий, забывая о необходимости колоссальной подготовительной работы, разработке
нормативных и методических материалов, осуществленных Фондом.
Мне представляется, что руководство Фонда сделало минимальное количество ошибок в данных сложных условиях, но продолжающийся экономический кризис и разлад в руководстве страной, возможные перевыборы Верховного Совета создают не лучшие условия для реформирования собственности. Однако приватизация должна продолжаться, и разговоры о ее моратории ничем не обоснованы.

Василий ВОРОБЬЕВ.
("Бизнес”, № 26, 1993 г.).

Додати коментар

Поділитися у соц. мережах

Пов’язані матеріали

Відео на тему

Про культурне життя Кривого Рогу у 90-х роках XX століття

Як у 90-х створили педагогічну гімназію у Кривому Розі

Як у Кривому Розі приватизовували магазини, фотоательє і великі підприємства у 90-х

Коментарі до огляду

Немає комментарів

Додати коментар